В североамериканской культуре широкое применение получил ловец снов – оберег, который пропускает к спящему только хорошие сновидения. У народов Сибири также имеется похожий предмет магии, который связан с духами и сновидениями. Для его обозначения чаще всего используется корякское слово «кытгьем», то есть приманка. Такой ритуальный предмет, как и индейский ловец снов, представляет собой переплетение нитей на круглой деревянной раме. Однако принцип его изготовления, а главное, цели и применения, совершенно другие.
Этот мощный предмет магической силы может задерживать как добрых духов, так и злых. Основной же особенностью кытгьема является то, что его применяют не для защиты, а для взаимодействия с духами. Работа с ним является медитацией особого рода, которая требует много сил и умения. Поэтому такую ловушку для духов должны использовать только шаманы, а неподготовленный при взаимодействии с ней человек может в лучшем случае получить страшный сон, а в худшем – попадет во власть враждебных ему сил.
Для чего используют кытгьем?
Основой этой ловушки является обтянутый мехом обруч с радиально расположенными нитями, который подвешивается на шнуре. Центр переплетения сдвигается наверх, на нем принято располагать меховой кружок. К этому месту прикрепляют длинный шнурок из кожи, который украшают кусочками меха или перьями.
Через радиальные нити продевается еще одна, отличающаяся по цвету,таким образом, чтобы образовалась левосторонняя спираль. Предполагается, что такая форма кытгьема связана с окаменевшим моллюском аммонитом, которому древние народы придавали сакральное значение. Переплетенные нити украшают бусинками, ракушками, подвешивают к ним различные фигурки. Снизу прикрепляют еще три кожаных шнурка, на которые прикрепляют меховые кисти и другие украшения.
Считается, что в течение дня духи по нижним шнурам попадают в нитяное плетение ловушки и запутываются в ее меховых волосках. Ночью, время сна, по главному шнуру они приходят к шаману и вызывают у него очень яркие и динамичные образы. Нужно учитывать, что в сакральной практике коренных народов Сибири не принято различать духов добра и зла, поскольку предполагается, что все они передают единство и многообразие жизни. Сны с их участием почти всегда носят пугающий характер. Основной задачей шамана является осознавать и контролировать увиденное. Он должен обязательно одержать победу над теми, кто на него нападает. Последующий анализ сновидения позволял шаману провидеть будущее и принимать важные решения как для одного человека, так и для всего племени.
В преданиях сохранились примеры, когда использование ловушек для сна наносило вред. Сказание народа манси рассказывает о человеке, который постоянно испытывал сонливость. Желая избавиться от этого недостатка, он перед сном поместил в свое изголовье силок. Утром он увидел, что в ловушке запуталась пестрая самка тетерева.
Думая, что это и есть его болезнь, человек бросил птицу в огонь. Когда его друг узнал об этом, то пришел в ужас, поскольку в силках запуталась душа этого человека, отлетевшая от него во время сна. Ее сжигание неминуемо приведет к смерти. Если бы человек съел эту птицу, душа вернулась бы в него. Другим способом возродить погибшую душу было найти и выпить тетеревиное яйцо. Однако найти такое яйцо не удалось, и герой сказания вскоре умер.
Как изготовляют кытгьем?
Для изготовления собственной ловушки для духов нужен круглый деревянный обруч, его диаметр обычно не превышает 35 см. Шаманы изготовляли основу для кытгьена из выдолбленного спила дерева. Можно также распарить тонкую деревянную рейку, согнуть ее и соединить концы заклепкой. Чтобы работа выглядела аккуратной, нужно нарисовать на бумаге 36 перекрещивающихся лучей. Затем на чертеж кладут готовый деревянный обод таким образом, чтобы точка пересечения линий на бумаге была приподнята относительно центра окружности примерно на 7 см. Следующим шагом является разметка точек пересечения лучей с ободом, и сверление этой раме 36 отверстий. Их нумеруют так, чтобы первый луч был на верхней точке обода, второй справа от него и так далее.
Для плетения традиционного кытгьема используют темно-синюю (иногда черную), а также красную нить. Еще потребуются тонкие полоски кожи, обрезки натурального меха, бусы и другие предметы для украшения. Плести начинают темно-синей или черной нитью, которая символизирует земной мир. Ее толщина должна быть около 2 мм, а длина мотка – примерно 8 м. Нить пропускают в первое отверстие и закрепляют петелькой, за которую потом будут подвешивать кытгьем. Свободный конец протягивают в нижнее отверстие (девятнадцатое по счету) и во внешней стороне обода выводят в отверстие 20. Далее она заходит изнутри в отверстие 2, оттуда снаружи в 3, затем в 21, следующими парами будут 22 и 4, затем 5 и 23 – и так делают до заполнения обода.
Когда очередь доходит до отверстия 18, к синей нити привязывают красную такой же толщины. Ее расход составит примерно 7 м. Красная нить заходит в отверстие 19 и располагается в виде левосторонней спирали в четыре с половиной оборота. Ее закрепляют на радиальных линиях скользящими узлами, которые при необходимости легко передвинуть. Для точности рисунка места соединения с синей нитью предварительно намечают мелом. Красная спираль символизирует движение полярного солнца, на ней будет 162 узла. На конце этой нити делают петельку. Все переплетение следует выполнить за один прием, при этом нужно сосредоточиться на предназначении ловушки и взаимодействии с ней.
Окончательную отделку кытгьема можно провести после перерыва. В первую очередь вырезают меховой кружок. В его середине проделывают отверстие, в которое пропускают наружу петельку на конце красной нити. Затем кружок пришивают или приклеивают к радиальным ниткам. С обратной стороны размещают кружок из кожи. Следующим этапом будет обтягивание обода меховой полоской и сшивание ее краев. В конце работы к ловушке присоединяют четыре кожаных шнурка длиной до 70 см.
Основной из них закрепляется за петельку в центре мехового кружка. Три оставшихся привязывают к отверстиям 17, 19 и 21. К ним прикрепляют меховые кисти и помпоны, перья и другие украшения. На центральный нижний шнурок часто вешают глиняную фигурку, обозначающую владельца ловушки. Современные сувенирные кытгьемы выполняются с отступлением от этих правил, и в какой степени они будут обладать магической силой, предсказать трудно.
Как пользоваться ловушкой?
Кытгьем располагают в изголовье постели. Перед отходом ко сну на него нужно смотреть в течение 10 минут. При этом следует находиться в положении сидя, скрестив ноги, и переплетая пальцы (за исключением больших и указательных, которые соединяются подушечками). Мужчинам следует располагать правую ногу перед левой, а женщинам – наоборот.
При этом рекомендуется словесно обращаться к духам, используя повелительное наклонение и формулируя то, что желательно увидеть. Утром сон расшифровывают, а увиденные образы рекомендуется сделать в виде небольших фигурок, которые подвешивают на нитях ловушки. Такой «дневник сновидений» помогает вспомнить прошлое и настроиться на предсказание будущего.
Оставить ответ
Чтобы написать свое сновидение или оставить ответ к записи, Зарегистрируйтесь или Войдите.
Без регистрации, задайте свой вопрос экспертам-астрологам в правом нижнем окошке, БЕСПЛАТНО!