Швейцарского психиатра Карла Густава Юнга считают основателем современной аналитической психологии. Он был сподвижником Зигмунда Фрейда, но опроверг постулаты своего наставника и практически в одиночку противостоял коллегам. В своих исследованиях Юнг использовал традиции древних ритуальных культур, оккультизма и даже алхимии, создав стройную концепцию архетипа, как основы человеческого подсознания и основной движущей силы поступков человека. Огромное место в его исследованиях занимают сновидения, и заложенные им принципы их расшифровки до сегодняшнего дня считаются основополагающими для психологов и психоаналитиков.
История жизни
Местом рождения великого психоаналитика стал швейцарский город Кесвиль (26 июля 1875 года). Отец Карла был пастором, а дед и прадед – медиками. Однако, несмотря на высокий культурный уровень и благополучный быт, обстановка в семье была очень сложной, поскольку мать Карла обладала неуравновешенным характером и занималась оккультизмом. Одиночество и замкнутость наложили отпечаток на характер мальчика, он не находил понимания среди сверстников и родных. Вместо этого Карл поверял тайны своей души сделанной собственноручно деревянной фигурке, надежно спрятанной на чердаке. Он писал ей послания на особом языке, и лишь много лет спустя понял, что интуитивно воспроизводил ритуалы первобытных племен.
Школьные занятия и отношения со сверстниками у Карла не ладились, он часто болел, и обеспокоенный отец начал советоваться со специалистами, которые определили у ребенка эпилепсию (хотя фактически он страдал неврозами). Мальчик случайно услышал одну из таких бесед, и решил круто изменить свою жизнь. Преодолевая свое болезненное состояние, он стал усиленно заниматься, и все же получил аттестат. В 1893 году Юнг стал изучать медицину в Базельском университете, проявляя также большой интерес к философии и мистике. Смерть отца очень тяжело отразилась на состоянии молодого человека, в том числе и в материальном плане. Чтобы оплачивать обучение, Карл занялся репетиторством, затем смог добиться должности младшего ассистента при кафедре. В 1895, прочитав книгу по психиатрии, он понял, что нашел свое призвание.
Получив диплом врача, Юнг переехал Цюрих, где стал работать в клинике « Бурхгольц». Он занимался пациентами и вел научные исследования, разработав, в частности, широко известный метод словесных ассоциаций. При этом Юнг не оставлял своего увлечения мистикой, и его диссертация была посвящена оккультным феноменам психологии. Работы молодого ученого, особенно капитальный труд о психологических основах развития слабоумия, вызвали интерес у Фрейда и привели к их тесному научному сотрудничеству. В 1905 году Карл убедился в истинности феномена «эротического переноса» между врачом и пациенткой. Он женился на Эмме Раушенбах, девушке их состоятельной семьи, которая проходила у него лечение. В этом браке родилось пятеро детей, сама Эмма профессионально занималась психоанализом. Однако «эротический перенос» в жизни Юнга происходил неоднократно, в том числе и с таким известным психоаналитиком, как Сабина Шпильрейн, что нисколько не отражалось на обоюдной привязанности супругов.
В 1909 году Юнг вместе с Фрейдом провели лекционный тур по США, после которого Карл (который уже был директором клиники) оставил медицинскую практику и перешел к научным исследованиям. В 1912 году он изложил собственную концепцию психоанализа в книге «Символы и метаморфозы», которая содержала отрицание фрейдистской теории о доминировании либидо в подсознании и ставила на первое место бессознательный опыт, полученный всем человечеством в ходе его истории. Работа вызвала разрыв не только с Фрейдом, но и практически со всеми коллегами. Это привело Юнга к глубокому психологическому кризису, который заставил его опасаться за свое душевное здоровье. Для перемены обстановки он переехал в Англию, участвовал там в собраниях Психомедицинского общества, издавал труды на английском языке.
Эти события совпали с началом Первой мировой войны, во время которой ученый был мобилизован и назначен на должность коменданта лагеря для интернированных лиц. Он заботился об улучшении жизни своих подопечных, а также о корректировке своего душевного состояния, записывая все свои переживания и видения в специальную тетрадь («Красную книгу»). После войны Юнг много путешествовал, побывал в Кении, Уганде, общался с индейцами пуэбло, интересовался восточными практиками гадания, оккультизмом, трудами алхимиков. Он проводил выходные дни и отпуск в одиночестве возле Цюрихского озера в доме, похожем на башню, где не было ни телефона, ни электричества, и на практике осуществлял то, что назвал в своих трудах индивидуализацией, то есть путем к себе.
Труды Юнга успешно издавались, переводились на другие языки, он стал президентом Международного психотерапевтического общества. После прихода к власти фашистов психоаналитик занимался теорией массовых психозов и особенностями поведения фашистских лидеров, а позже исследовал феноменальные способности физика Паули. Годы ослабляли Юнга физически, но его интеллект не угасал. Незадолго до своей смерти в 1961 он издал автобиографические «Воспоминания, сновидения, размышления», и краткое изложение принципов психоанализа «Человек и его символы», ставшие бестселлерами.
Сны как путь к себе
«Красная книга» была опубликована лишь через полвека после смерти психоаналитика. Там впервые были рассмотрены понятия коллективного бессознательного, архетипов и многого другого. Архетип Юнг определял как основную общечеловеческую структуру подсознания, созданную опытом предыдущих поколений. В древних культурах, а также в ритуалах и обрядах архетипы могут проявляться через трансовые состояния, но у большинства современных людей они проявляются во снах.
Повышенное внимание психоаналитика к снам обусловлено собственной жизнью Юнга. Он часто видел самого себя, идущим навстречу урагану с горящей свечой в руке, и преследовавший его темный силуэт, от которого он пытался скрыться, не погасив огонь. Психоаналитик трактовал этот сюжет как установление равновесия между сознанием и подсознанием, который он позднее назвал индивидуализацией или внутренней трансформацией, подобной алхимическому превращению. Перед началом Первой мировой войны его преследовал сон о человеческих трупах и руинах зданий, уносившихся по морским волнам, которые окрашивались красным. Особо значимым видением, которое привело к понятию архетипа, был сон о прекрасном многоэтажном здании с темным подвалом, переходящим в пещеру, где находились два черепа, отражавший связь между сознательным и бессознательным. Юнг никогда не рассматривал сны как набор зрительных и звуковых образов, он считал их основой не только индивидуальные переживания, но и опыт других людей и даже целой расы, то есть коллективная память. Поэтому толкование сновидений возможно только с учетом среды их появления, а каждый символ может иметь множество значений. Отражение коллективного бессознательного выражается в архетипах, к которым относятся:
- Эго, то есть образ собственного «Я» сновидца.
- Персона, то есть социальный образ индивидуума, проявляющийся в сновидениях в виде одежды, макияжа, атрибутов.
- Тень – то, что личность не приемлет или не находит в себе. Такие образы в снах проявляются в виде предметов или существ черного цвета.
- Анима, Анимус –аспекты мужского и женского в личности, восприятие противоположного пола.
- Самость – самый сложный архетип, связанный с духовностью сновидца и проявляющийся в виде религиозных символов, атрибутов, соответствующих образов.
Расшифровка сновидений по Юнгу
Основной заслугой бывшего последователя Фрейда следует считать то, что он отказался от упрощенного понятия о сновидениях как об отражении нереализованных и вытесненных желаний и поставил на первое место личность, ее духовные принципы и культурную среду. При этом наиболее важными («большими») снами Юнг считал те, в которых появляется архетип «Самость», дающий человеку духовное направление, воспринимающееся как восторг или наоборот, ужас. Каждый образ может иметь либо объективный характер, обусловленный реальным существованием, либо субъективный, отображающий сущность сновидца, аспекты его души.
Последний подход достаточно сложен для толкования, поскольку не только требует длительной работы, но и может вызвать отторжение сновидца, не готового принять негативные стороны своей личности и себя самого как выразителя деструктивных элементов человеческой натуры. Однако эта концепция получила широкое развитие, в частности, она легла в основу гештальт-терапии. Специалисты, работающие в этом направлении, уделяют серьезное внимание трактовке сновидений и рассматривают каждый образ как определенный аспект личности пациента.
Natashka (29 декабря 2019 в 14:45) #
Спасибо большое !! Очень интересно. Мне очень понятны идеи юнга в отличии от Фрейда. Ещё с помощью снов можно вести психоанализ себя .