Без сомнения, Гоголя можно отнести к одним из самых таинственных представителей литературы. Все его творчество, а также и биография, буквально пронизаны сверхъестественными, зачастую пугающими ситуациями. То, что у писателя наблюдались признаки психического нездоровья, не вызывало сомнений ни у его современников, ни у специалистов наших дней. В то же время не всегда возможно отделить реальные факты от вымыслов и легенд, которые сопровождали его при жизни и после кончины.
Детство и молодые годы
Ореол тайны окутывает даже дату рождения Николая Гоголя. Только после его смерти была найдена церковная метрика, согласно которой писатель появился на свет 20 марта (ст. стиля) 1809 г. Среди его родных, и с отцовской, и с материнской стороны, было немало людей со странностями поведения. Его отец, Василий Афанасьевич, в 14 лет увидел сон, в котором Богородица показала ему крошечную девочку, сказав, что это его жена. Точно такая же дочка Машенька была у его соседей Косяровских, и Гоголь-Яновский терпеливо дожидался ее четырнадцатилетия, чтобы сыграть свадьбу.
Мария Ивановна страдала перепадами настроения, была чрезвычайно религиозной и мнительной. Она очень любила своего вымоленного у св. Николая и весьма болезненного сына. Мать рассказывала ему народные предания и сказки, которые впоследствии нашли отражение в творчестве писателя, а также о грехе и праведности, о Страшном суде и аде. С этими рассказами были связаны детские страхи Никоши и кошмары, мучившие его по ночам и заставившие ребенка в пятилетнем возрасте утопить напугавшую его черную кошку.
Во время обучения в Нежинской гимназии Николай отличался от своих товарищей скрытностью и необщительностью, а однажды, при угрозе наказания, не то сымитировал, не то действительно впал в помешательство. Мальчик был нечувствителен к насмешкам, хотя сам часто передразнивал других и придумывал им обидные прозвища. Единственными предметами, по которым Гоголь успевал, были литература и рисование, также он участвовал в создании гимназического журнала и любительского театра. Нужно сказать, что в молодые годы Николай не проявлял религиозности и мечтал стать выдающимся общественным деятелем.
В 1828 году молодой человек уехал в Санкт-Петербург. Реальность разбила в прах его мечты. Гоголь пытался стать актером, чиновником, и наконец, начал писать. Однако критический отзыв о его литературном дебюте, написанном еще в гимназическое время, заставил Николая выкупить весь тираж «Ганца Кюхельгартена». Зато рассказы, отображавшие природу родных мест и поверья, слышанные еще детстве, ждал просто оглушительный успех.
Именно этот период можно назвать одним из самых благополучных для Гоголя – он был общителен, жизнерадостен, много и продуктивно работал. В то же время у Николая бывали и периоды хандры, при которых он по нескольку дней не выходил из своего жилища. Гоголю, мечтавшему написать историю Малороссии, удалось устроиться на должность преподавателя в Петербургском университете, однако его лекции были неинтересными, и через год он отказался от этой должности.
Начало заболевания
Резкое ухудшение состояния Гоголя произошло в 1839 году. Это случилось во время его поездки в Италию, когда он заболел малярией, по всей видимости, отразившейся на состоянии мозга и на общем самочувствии. Писатель страдал от болей в желудке, обмороков, его преследовал страх смерти. Это усугублялось еще и тем, что его обморочные состояния бывали частыми и продолжительным, при них снижалась температура тела, и практически не прощупывался пульс. Вследствие этого одним из главных страхов Гоголя стало опасение о погребении заживо, которое часто проявлялось в его снах.
Николай Васильевич стал спать сидя и издал распоряжение, запрещающее его хоронить до появления видимых признаков разложения. Другим леймотивом его сновидений были ожившие фобии детства – сцены наказания грешников и загробных мучений. Бывший вольнодумец стал очень религиозным. Изданные им в 1847 году «Избранные места из переписки с друзьями» поразили всех – они разительно отличались от всего, написанного писателем ранее, и привели к его разрыву со многими друзьями и коллегами по перу.
По некоторым данным, Гоголь входил в состав религиозной организации «Мученики ада», среди которых для общения с высшими силами практиковались изнуряющие методы, а также прием галлюциногенов. В 1848 году, получив откровение о грядущем конце света, «Мученики» направились в Иерусалим. Среди них был и Гоголь. О том, что произошло в этой поездке, известно только, что паломники выпили какую-то ядовитую жидкость, которая привела лишь к болям в желудке, и остались в далекой стране без денег. Николай Васильевич не рассказывал об этом, лишь называл свое состояние «сонным». С трудом добравшись в Москву, он впал в сильнейшую депрессию, работа над вторым томом «Мертвых душ» (первый вариант которых был сожжен им в 1845) почти не продвигалась. Писатель постоянно говорил о своем желании уйти из жизни, но одновременно мучился страхом смерти, постоянно посещал храмы.
Его состояние усугубилось знакомством с протоиреем Матфеем Константиновским. Тот постоянно говорил о недостаточном благочестии писателя, а прослушав содержание рукописи продолжения «Мертвых душ», предложил ее уничтожить. Сильные головные боли, навязчивая идея о собственной греховности привели к тому, что Гоголь практически перестал принимать пищу и не выходил из дома. 12 февраля 1852 года он во второй раз сжег рукопись второго тома, лег и перестал есть. Консилиум докторов пытался проводить принудительное лечение, которое не принесло успеха. 21 февраля великий писатель скончался, лишь немного не дожив до 43 лет.
Посмертные легенды
Одним из мистических событий, связанных со смертью Гоголя, было появление на его погребении черной кошки, которая затем таинственно исчезла. Что же касается летаргии, чего так боялся писатель, то с лица покойного была снята гипсовая маска, создание которой неминуемо бы лишило живой организм доступа кислорода. К тому же изготовлявший маску скульптор свидетельствовал, что видел очевидные признаки трупных изменений. Однако слухи о том, что Гоголя похоронили живым, вспыхнули с новой силой спустя почти 80 лет.
В 1932 году было принято решение о переносе на Новодевичье кладбище захоронений при Свято-Даниловом монастыре. Вскрытие могилы Гоголя производилось в присутствии нескольких десятков человек, в том числе и известных писателей. Гроб оказался в боковом пределе могилы, и при его вскрытии было обнаружено, что ткань на крышке разорвана, а череп писателя повернут набок. Все это вполне правдоподобно объясняется деформацией захоронения в течение времени. Однако по Москве, а затем и по все стране поползли слухи. Наиболее долговечным из них оказался рассказ о том, что при вскрытии могилы было обнаружено отсутствие черепа, якобы похищенного еще в 1909 году коллекционером Бахрушиным.
Также имеется письменное свидетельство писателя Владимира Лидина о том, что при эксгумации он отрезал кусок ткани от одежды покойного, и окантовал его для переплета «Мертвых душ» (хотя эту историю приписывали и писателю Валентину Катаеву). Лидин также утверждал, что Всеволод Иванов взял в качестве сувенира кусок ребра, который затем непонятным образом исчез, а заведующий кладбищем Аракчеев соблазнился находившимися в гробу почти новыми сапогами на небольшом каблуке (по воспоминаниям, Гоголь питал слабость к хорошей обуви и старался казаться выше ростом). Через некоторое время Аракчеев позвонил Лидину и сказал, что каждую ночь видит один и тот же кошмар – будто сапоги пытаются его задушить. Писатель дал ему традиционный совет – закопать сапоги рядом с могилой Гоголя, после чего кошмарные сны прекратились.
В 1951 году находившееся над перезахоронением писателя надгробие из черного мрамора с бронзовым крестом на гранитном основании заменили его бюстом. Вскоре после этого основание креста купила вдова Михаила Булгакова, и оно было установлен на могиле продолжателя мистических традиций русской литературы. В честь двухсотлетнего юбилея Гоголя надгробию на его могиле был придан вид, приближенный к первоначальному.
Natashka (30 октября 2018 в 23:21) #
Однажды слушала Ткачева так вот он говорил, что Гоголь единственный русский писатель которого можно причислить к лику святых. Мол он вёл затворнический образ жизни. Так удивительно одного и того же человека так по разному преподносят. Но действительно все классики они все мистики .